Процесс эргономического проектирования программных систем

Доклад на Третьем семинаре по Usability. Москва, 7 апреля 2001 г.

Ярослав Перевалов
www.usability.ru

Встраивание задач эргономического проектирования в общий процесс разработки системы. Жизненный цикл, этапы и задачи эргономического проектирования. Команда эргономических проектировщиков. Взаимодействие с другими разработчиками системы.

Содержание

Вступление

Предварительное проектирование (предпроектный анализ, аванпроект, постановка задачи)

Экспертиза аналогов и прототипов

Разработка эргономических требований

Юзабилити-исследования

Постановка задач

Планирование работ

Разработка (проектирование, конструирование)

Проектная документация

Проектные требования

Концептуальное проектирование

Детальные прототипы

Пользовательская документация

Тестирование (внутреннее) и испытание (b-тестирование)

Внедрение

Юзабилити-исследования

Обучение

Сопровождение

Сбор и анализ данных

Фиксирование опыта проектирования

Команда эргономических проектировщиков. Взаимодействие с другими разработчиками системы

Юзабилити-менеджер

Юзабилити-аналитик

Юзабилити-эксперт

Юзабилити-инженер

Эргономист-проектировщик

Специалист по полевым методам (инженерный психолог, этнограф, социолог)

Технический писатель / писатель пользовательской документации

Юзабилити-тестер

GUI designer

Специалист по обучению пользователей

Характерные особенности веб-проектов (интра- и экстра-нетных)

Интра-

Экстра-


Вступление

Предложенное описание этапов и задач эргономичекого проектирования не претендует на полноту описания. Представлен лишь ряд общих задач, возникающие на практике в процессе эргономического проектирования. Как перечень таких задач, так и сама схема проектирования может претерпевать существенные изменения как в зависимости от условий проектирования, так и от задач самого проектирования.

Команда эргономистов-проектировщиков может также быть представлена как одним человеком, так и несколькими организациями, включающими десятки специалистов различного профиля. Данное описание команды проектировщиков является условным, но основано на четырёхлетнем  практическом опыте разработок RTS Usability Group.

Предварительное проектирование (предпроектный анализ, аванпроект, постановка задачи)

Экспертиза аналогов и прототипов

Анализ существующих конкурентных изделий (аналогов), предшествующих образцов (прототипов) на предмет функционала, структуры данных, реализации пользовательского интерфейса, форматов отображения информации, эффективности решения пользовательских задач, документации и опыта проектирования, экономической эффективности (маркетинговые факторы) и пр.
Методы / Инструментарий: эргономическая экспертиза.
Специалисты: юзабилити-эксперт, юзабилити-аналитик, юзабилити-инженер.
Результат: аналитический отчёт с подробным обзором достоинств и недостатков аналогов и прототипов, выводы, определение концептуальных проектных требований.

Разработка эргономических требований

Анализ специальной литературы (публикации по эргономике, HCI, usability) по данному классу систем. Описание, дополнение и разработка множества эргономических требований к проектированию данного класса систем.
Методы / Инструментарий: анализ/разработка эргономических стандартов и руководств по проектированию, применение опыта и традиций эргономического проектирования.
Специалисты: юзабилити-эксперт, юзабилити-аналитик, юзабилити-инженер, юзабилити-менеджер, эргономист-проектировщик.
Результат: систематизированный перечень эргономических требований.

Юзабилити-исследования

Исследование предметной области, определение основных типов (групп) потенциальных и реальных пользователей (аналогов и образцов), описание типовых пользовательских задач, проблем, алгоритмов работы (бизнесс-процессов), форматов входной и выходной информации, сетевых и иерархических взаимодействий основных рабочих мест, степень и необходимость/эффективность автоматизации тех или иных рабочих процессов, условий  рабочей среды и окружения.
Методы / Инструментарий: интервью, анкетирование, опрос, анализ рабочей документации, наблюдение, методы сбора и анализа данных.
Специалисты: специалист по полевым методам (инженерный психолог, этнограф, социолог), юзабилити-эксперт, юзабилити-аналитик, юзабилити-менеджер.
Результаты исследований должны определять основные проектные спецификации.

Постановка задач

Участие (наряду с менеджерами проекта) в постановке задачи, в определении целей и задач системы, в описании функционала и основных принципов работы системы, разработке технического задания на создание системы.
Специалисты: юзабилити-эксперт, юзабилити-аналитик, юзабилити-инженер, юзабилити-менеджер.
Результат: Техническое задание на проектирование с учётом человеческого фактора и важных пользовательских задач и характеристик.

Планирование работ

Планирование работ по эргономическому проектированию. Определение целей, задач и ресурсов разработки. Эргономическая оценка / прогноз проекта.
Методы / Инструментарий: опыт и традиции по эргономическому проектированию, руководящие документы по э.п., учёт результатов предпроектного анализа, эргономическая экспертиза аванпроекта.
Специалисты: юзабилити-эксперт, юзабилити-аналитик, юзабилити-менеджер
Результат: Рабочие задания и планы для группы разработчиков, определение бюджета э.п., прогноз эфффективности проекта.

Разработка (проектирование, конструирование)

Проектная документация

Разработка проектной документации (планы работ, проектная смета, структура данных, функционал, информационная архитектура, программно-аппаратные решения стандарты и стилевые проектные рукоаводства, и пр.). Оценка адекватности разработанной документации (предварительного проекта) пользовательским задачам и эргономическим характеристикам создаваемой системы.
Методы / Инструментарий: Стандарты и руководства по проектированию, методология проектирования (системный подход).
Специалисты: юзабилити-эксперт, юзабилити-аналитик, юзабилити-инженер, юзабилити-менеджер, эргономист-проектировщик, технический писатель.
Результат: эргономическая часть проектной документации.

Проектные требования

Определение проектных эргономических требований как подмножества эргономических требований к классу систем. Создание проектного эргономического стандарта и корректировка корпоративноых стандартов по эргономике.
Методы / Инструментарий: методики эргономической экспертизы, эргономические руководства по проектированию.
Специалисты: юзабилити-эксперт, юзабилити-аналитик, юзабилити-инженер, юзабилити-менеджер, эргономист-проектировщик.
Результат: Общие проектные эргномические спецификации и стандарты.

Концептуальное проектирование

Концептуальное эргономическое проектирование. Разработка подробного описания пользовательских работ в контексте взаимодействия с системой. Оценка различных альтернативных подходов к реализации пользовательского интерфейса. Разработка и эргономическая экспертиза концептуальных прототипов UI. Разработка концепции пользовательского интерфейса.
Методы / Инструментарий: творческая коллективная работа, опыт и традиции эргономического проектирования, эргономические руководства по проектированию, методики эргономической экспертизы, методы и средства быстрого прототипирования.
Специалисты: юзабилити-менеджер, эргономист-проектировщик, юзабилити-эксперт, юзабилити-аналитик, юзабилити-тестер, юзабилити-инженер, юзабилити-менеджер, GUI designer.
Результат: Концептуальная схема пользовательского интерфейса, подробное описание процессов трудовой деятельности пользователей по реализации задач с помощью системы.

Детальные прототипы

Разработка детальных прототипов UI (среда, рабочие места, экраны, диалоги, форматы данных, техники диалога, функции и продукции пользователя, экранные формы, средства ввода и отображения информации пр.). Разработка спецификаций для программистов (GUI, DB). Эргономическая экспертиза разработанных прототипов и их модификация.
Методы / Инструментарий: методики эргономической экспертизы и ю-тестирования, эргономические руководства по проектированию, опыт и традиции по эргономическому проектированию, методы и средства быстрого прототипирования.
Специалисты: юзабилити-эксперт, эргономист-проектировщик, GUI designer.
Результат: Детальные проектные эргномические спецификации и стандарты, модели и программные прототипы системы.

Пользовательская документация

Разработка пользовательской документации на создаваемую систему (руководства пользователей, электронные справочные системы, учебные материалы и пр.)
Методы / Инструментарий: руководства по написанию пользовательской документации.
Специалисты: писатель пользовательской документации.

Тестирование (внутреннее) и испытание (b-тестирование)

Генеральная эргономическая экспертиза всего проекта.
Методы / Инструментарий: методики эргономической экспертизы и ю-тестирования.
Специалисты: юзабилити-эксперт, юзабилити-аналитик, юзабилити-инженер, юзабилити-менеджер, юзабилити-тестер, GUI designer.
Результат: Замечания по доделке UI и пользовательской документации. Заключение о состоянии проекта.

Внедрение

Юзабилити-исследования

Изучение качества работы пользователей (эффективность, продуктивность, удовлетворённость и пр.) и соответствия системы поставленным проектным задачам. Эргономическая экспертиза системы в реальных производственных условиях.
Методы / Инструментарий: интервью, анкетирование, опрос, анализ рабочей документации, наблюдение, юзабилити-тестирование, методы сбора и анализа данных, методики эргономической экспертизы.
Специалисты: специалист по полевым методам (инженерный психолог, этнограф, социолог), юзабилити-эксперт, юзабилити-аналитик, юзабилити-менеджер.
Результаты: Замечания по доработке системы в новой версии.

Обучение

Организация профессионального обучения пользователей с работой системы. Разработка курса обучения пользователей.
Специалисты: специалист по обучению пользователей.


Сопровождение

Сбор и анализ данных

Поддержка обратной связи как с непосредственными пользователями системы, так и с менеджерами компаний и рабочих групп, использующих ПО. Сбор, накопление и анализ сведений по совершенствованию и оптимизации системы для их реализации в разработке перспективных проектов и новых версий системы.
Методы / Инструментарий: интервью, анкетирование, опрос, анализ рабочей документации, наблюдение, методы сбора и анализа данных.
Специалисты: специалист по полевым методам (инженерный психолог, этнограф, социолог), юзабилити-эксперт, юзабилити-аналитик, юзабилити-менеджер.

Фиксирование опыта проектирования

Обобщение опыта проектирования в руководствах по проектированию данного класса систем.
Специалисты: юзабилити-инженер, юзабилити-менеджер, эргономист-проектировщик, GUI designer.

Команда эргономических проектировщиков. Взаимодействие с другими разработчиками системы

Ниже представлен список основных специализаций в области юзабилити, прикладной эргономики программных продуктов. В реальном процессе проектирования каждому разработчику зачастую приходится исполнять несколько предложенных ролей, а в некоторых производственных циклах отсутствуют работы по той или иной специализации.

Юзабилити-менеджер

Руководитель юзабилити-группы. Организация прикладных исследований и проектирования. Постановка задач разработчикам, их курирование и консультирование. Планирование проектирования и распределение ресурсов. Концептуальное проектирование.
Взаимодействие с руководством проектирования, менеджерами других проектных подразделений.

Юзабилити-аналитик

Методы сбора информации. Методы анализа разноплановой информации, собраннной разработчиками. Разработка аналитических отчётов, рекомендаций для проектировщиков, проектных эргономических требований.

Юзабилити-эксперт

Методы эргономической экспертизы. Организация эргономической экспертизы. Оценка пользовательского интерфейса. Формирование наборов проектных эргономических требований. Разработка замечаний, рекомендаций по повышению эффективности и удобства использования,  проектных решений, улучшающих потребительские свойства продукта.

Юзабилити-инженер

Исследования, направленные на получение проектных данных, обеспечивающих пользователям системы максимально благоприятные условия выполнения рабочих заданий. Трансформация результатов исследований в проектные решения.

Эргономист-проектировщик

Методы эргономического проектирования, оганизация процесса проектирования. Проектирование с учётом человеческих факторов.

Специалист по полевым методам (инженерный психолог, этнограф, социолог)

Методы сбора и анализа данных (интервью, анкетирование, опрос, анализ рабочей документации, наблюдение, работа с фокус-группами и т.д.).

Работа непосредственно с реальными или потенциальными пользователями.

Технический писатель / писатель пользовательской документации

Разработка проектной документации, стилевых руководств, стандартов проектирования и пр.
Разработка пользовательской документации: руководств пользоватнля, справок, глоссариев, индексов, учебных пособий, рекламно-информационных материалов и пр.

Эргономические требования к написанию документации.

Правила и приёмы оформления документации.

Юзабилити-тестер

Организация юзабилити-тестирования с привлечением реальных (потенциальных) пользователей. Трансформация результатов тестирования в проектные решения.

Тестирование производится не только по продукту в целом, но и на предмет приняти решения по выбору той или иной проектной альтернативы (реализация той или иной функции или интерфейсного решения/элемента).

GUI designer

Методы и средства проектирования пользовательских интерфейсов. Эргономические требования и рекомендации по проектированию ПИ (стандапрты и руководства по проектированию). Разработка концептуальных и детальных прототипов ПИ, разработка стиля и элементов визуального дизайна.
Разработка проектных спецификаций по пользовательском интерфейсу (для GUI-программиста).

Нахождение компромиссов в технической реализации того или иного инерфейсеного решения.

Специалист по обучению пользователей

Разработка учебного курса по обучению профессиональному пользованию системой.

Организация процесса обучения.

Характерные особенности веб-проектов (интра- и экстра-нетных).

Интра-

Более серьёзные задачи и сложные интерфейсы, более сложные технологии.

Плюсы:

Определённая, известная группа пользователей.

Минусы:

Недостаток гуёвости интерфейса, мешает интерфейс броузера.
Неустойчивость работы системы.

Экстра-

Много нечётко определённых групп пользователей.
Ориентация скорее на информирование, чем на интерактивность.
Конгломерация разноплановых задач.

Плюсы:

Дешивизна разработки и решений.
Масштабируемость, большое количество пользователей.

Минусы:

Поддержка разных версий броузеров.

©Yaroslav Perevalov


Дата публикации: 26 апреля 2001 г.

©Usability.Ru
Публикация материала только с согласия автора. При публикации ссылка на Usability.Ru обязательна!