Статьи

Здесь публикуются статьи, имеющие отношение к тематике сайта.

Если Вы хотите опубликовать свою статью, присылайте её мне,  Ярославу Перевалову. Не забудьте добавить аннотацию-abstract и keywords (желательно на обоих языках).
Перечень рубрик не ограничен. Не хватает статей по эргономике, инженерной психологии, теории эргономического проектирования.

Рубрики

Проектирование пользовательских интерфейсов (UI Design) 
Software Usability
Web Usability 
Исследования человеко-компьютерного взаимодействия (HCI)
Эргономика
Инженерная психология
Методологии проектирования

Проектирование пользовательских интерфейсов (UI Design)

Андреев Виктор Николаевич
Отработка возражений против дизайна пользовательского интерфейса
Материалы к докладу на 8-м Юзабилити-семинаре

У эргономиста могут возникнуть трудности в отстаивании своих позиций. Иногда сложно определить интересы всех участников обсуждения и найти сильную аргументацию для парирования возражений коллег. Задачей данной статьи является подготовка к ведению деловых бесед  по вопросам проектирования и разработки пользовательского интерфейса. Представленный материал поможет добиться понимания и принятия позиции эргономиста  в проекте при отстаивании интересов пользователя.


Терминология GUI-проектирования

В данной таблице, основанной на Майкрософтовской International Word List, приведены официальные, Майкрософтовские переводы названий элементов GUI, а также альтернативные и недостающие переводы.
Цель создания и поддержки данной таблицы — реализовать стандарт де-факто для использования его при написании русскоязычной пользовательской документации и при проектировании русского GUI.


Виктор Андреев
О чем надо помнить при разработке пользовательского интерфейса
(Памятка по эргономике для разработчика)

Коротко перечислены наиболее важные и часто используемые принципы и аспекты проектирования пользоватлеьских интерфейсов.


С.Клименко, В.Уразметов (предположительно, 1995)
Графические интерфейсы и средства их разработки

Наибольший интерес представляет продолжение статьи по ссылке UIDS/UIMS (предположительно, 1991).
Приведён список требований к системам проектирования UI. Поскольку статья писалась в до-дельфёво-вижуалбэйсиковскую эпоху, с ориентацией на Юникс, то она интересна более в историческом и терминологическом плане — насколько Борланду и Майкрософту удалось реализовать описанные требования.


Перевалов Я. (1999)
Технологии проектирования пользовательских интерфейсов АРМ АСУТП
Доклад на V Всероссийской конференции "Разаработка АСУТП в системе Трейс Моуд: задачи и перспективы."

Рассматривается процесс проектирования пользовательского интерфейса с учётом Human Factors и без учёта. Предлагается компромиссный подход построения процесса разработки АРМ АСУТП с элементами эргономического проектирования.

Ключевые слова: пользовательский интерфейс, процесс проектирования, жизненный цикл, эргономические решения, эргономические требования и рекомендации, АРМ АСУТП


Елизаров П., Перевалов Я. (1998)
Проблемы проектирования интерфейсов "человек-компьютер" SCADA-систем
Доклад на IV Всероссийской конференции "Разаработка АСУТП в системе Трейс Моуд: задачи и перспективы."

Определение человеко-компьютерного интерфейса. Обзор задач, принципов и проблем эргономического проектирования. Структура априорной информации, необходимой для проектирования, посследовательность этапов проектирования. Методы решения описанных проблем. Преимущества учёта человеческих факторов.

Ключевые слова: интерфейс "человек-компьютер", эргономическое проектирование, человеческий фактор, SCADA


Герасимов Ю. (1998)
Улетный интерфейс. Компьютерра №42 (270) 1998

В статье приведены некоторые основные принципы проектирования пользовательских интерфейсов. Даны ссылки на англоязычные ресурсы в Сети.


Донской М. (1996)
Пользовательский интерфейс. PC Magazine - Russian Edition (c) СК Пресс, 10/1996.

Статья, ставшая хрестоматийной, но не потерявшая свою актуальность.


Burmistrov I. and Leonova A. (1996)
Effects of interruptions on the computerised clerical task performance, pp. 21-29 in: J. Gornostaev and S. Overmyer (Eds.), Human-Computer Interaction: Human Aspects of Business Computing. Proceedings of EWHCI'96. Moscow: ICSTI.

This paper presents results of an exploratory experimental study of the effects of interruptions on the execution of computerised clerical tasks, provides classification of interruption handling strategies, and gives some recommendations for the user interface design for frequently interrupted work conditions.

Ключевые слова: interruptions, computerised office work, user interface design

 ZIP(Word'97) - 700 kB

Software Usability

Ярослав Перевалов
Карточка продукта: бизнес-аналитика по дешёвке или ТЗ для проектировщика интерфейса

Как выполнить минимум работ по бизнес-аналитике проекта и написать ТЗ на интерфейс без бизнес аналитика.


Ярослав Перевалов
Роль и место юзабилити-тестирования в процессе юзабилити-проектирования

Описание того, зачем нужно юзабилити-тестирование, каких целей можно достичь и какие задачи можно решить, используя этот замечательный метод. Рассмотрены плюсы и минусы юзабилити-тестирования.


Наталья Кириллова
Рассказ о том, где и как учат юзабилити: взгляд изнутри

Выпускница 2003 года Наталья Кириллова рассказывает о программе User System Interaction при Техническом Университете г. Эйндховен (Нидерланды).


"Юзабилисты" - люди, которые пытаются облегчить жизнь пользователям
Радио Свобода, передача "Седьмой континент", 9 декабря 2003 г.

Иван Бурмистров, Александр Белышкин и Ярослав Перевалов беседовали о юзабилити в России.


Беседы о юзабилити. Часть первая: «Наш путь извилист, но перспективы светлые» (беседа с Ярославом Переваловым)

Компьютерные ведомости, №6-7 2001 (PDF, 3M)

Вот, становлюсь поп-звездой, уже начали брать интервью... Как и положено, немного мемуаров, текущая работа и планы на будусчее :)


Кирилл Вятчин
И шнец, и жнец, и на дуде игрец

Попытка простыми словами объяснить, кто такой "юзабилист".


Джерри Гаффни
Написание отчетов по юзабилити

Несколько практических полезных советов о том, как повысить качество юзабилити-отчёта.


Susan Dray
© Interaction, January 1995.
О важности эргономики

Эта статья является попыткой донести до компаний-производителей ПО необходимость усилий по разработке эргономичных ПИ.


Ярослав Перевалов
Процесс эргономического проектирования программных систем
Доклад на Третьем семинаре по Usability. Москва, 7 апреля 2001 г.

Встраивание задач эргономического проектирования в общий процесс разработки системы. Жизненный цикл, этапы и задачи эргономического проектирования. Команда эргономических проектировщиков.


Виктор Андреев, Екатерина Сугак
Постановка задачи на проектирование и разработку сигнализации режимов работы пользователя

Материалы к докладу на 6 Юзабилити-семинаре.
Пример оформления технического задания на простое юзабилити-исследование по определению оптимального способа индикации режимов и состояний работы системы.



Виктор Андреев
Элементы профессиограммы usability-специалистов

Доклад на Втором всероссийском семинаре по Usability.
Описаны примерные должностные инструкции на должности usability специалистов по результатам контент-анализа объявлений о приеме на работу.


Бурмистров И. (1998)
Критерии оценки пользовательского интерфейса систем автоматизации бэк-офиса
Рынок ценных бумаг, 8 (119), с. 102-104.

Статья знакомит конечного пользователя с критериями выбора программного обеспечения на высококонкурентном рынке систем автоматизации бэк-офиса инвестиционных компаний.

Ключевые слова: usability, удобство использования, проектирование ПО, инженерная психология, тестирование, потребительские характеристики, оценка пользовательского интерфейса, учёт и анализ деятельности оператора, бэк-офис, рынок ценных бумаг

Word'97 - 1.4M, PDF - 1.5M


Burmistrov I. (1999)
Developing a workstation for stocktraders
People in Control '99 conference proceedings

Paper describes the effort of usability engineering team during the development of stocktraders' workstation and discusses lessons learned from development of user interface for such a specific workplace as that of stocktrader.

Ключевые слова: real-time user interface, stock trading, RTS, usability engineering

ZIP(Word'97) - 87K

Web Usability

Ярослав Перевалов

Мобильный сайт: хорошо или плохо?

Рассмотрены положительные и отрицательные аспекты создания мобильного сайта.


Ярослав Перевалов

Руководство по проектированию wap/web-интерфейсов мобильных устройств

Описан контекст использования мобильных устойств и приведён ряд эргономических требований к wap-интерфейсам.


Ярослав Перевалов

Боец невидимого фронта (Специалист по web-usability)
Мир Интернет, №5 (56) 2001, стр. 50-52.

Описаны юзабилити-специализации и юзабилити-сообщество.
Статья написана по мотивам Процесса проектирования..., но подправлена редакторами журнала на предмет доступности и удобочитаемости для журнальной аудитории.


Обзор зарубежного рынка удаленной работы: usability

Статья о юзабилити-подработках. Цены на профессионалов ну просто смешные.


Ксения А.Подсытник aka Ceneka (2000 г.)
by Jakob Nielsеn

Flash причиняет 99% неудобств

Хотя мультимедиа играет огромную роль в сети Internet, Flash-технология ухудшает юзабилити (понятность сайта и легкость навигации) по трем основным причинам: Flash подает плохой стиль дизайна в довольно-таки привлекательном виде, нарушает истинный смысл интерактивного сайта, Flash "съедает" слишком много ресурсов, которые лучше были бы потрачены на разработку истинно ценного содержания сайта.


Юлия Соляник (4 января 2001 г.)
Flash: 99% поверхностного взгляда

Юлия полемизирует с Нильсеном: "Ровно 99% проблем, описанных Якобом, не являются недостатками технологии Flash, а лишь следствие некомпетентности либо неопытности исполнителей".


Сергей Жуков (3 июля 2001 г.) 
Флэш и функциональность веб сайтов

В данной статье рассмотрены вопросы улучшения функциональности веб сайтов полностью созданных с использованием технологии Флэш. Предложены правила, соблюдение которых позволит облегчить и упорядочить создание веб сайтов на базе технологии Флэш на стадии их проектирования.

Ключевые слова:
Флэш, интерфейс, сайт, дизайн, эффективность, правила, проектирование, браузер, элементы, схема, блок, технология, шрифты, загрузка, пользователь, посетитель, время;
Flash, interface, site, design, efficiency, rules, browser, elements, schema, block, technology, fonts, active, loading, visitor, user, time.


Перевалов Я. (18 января 2000)
Рубим окна и отпускаем грехи

Полемизирую с мастодонтами от www по поводу использования открытия гиперссылок в новых броузерных окнах. Немножко здравого ревизионизма не помешает :)
Адресовано веб-дизайнерам, которым не наплевать на своих пользователей.

Александр Астахов защищает кнопку Back.
На Форуме происходило бурное обсуждение статьи.


Покровский H. (1998)
Usability-методы исследования Web-сайта

Пригодность к использованию и удобство веб-сайтов (web usability) изучается при помощи большого количества специальных методов. Большинство из них кратко рассматривается в этой статье.

Ключевые слова: web usability, usability inspections methods.


Максимова А. (1999)
Как писать для WEB? Мир Internet / №10 1999

Обзор исследований Якоба Нильсена, касающихся читабельности текстовой информации web-ресурса. Результаты исследований в виде принципов эффективного представления текстовой информации на web-сайте.

ZIP(Word'97) - 15 K, Word'97 - 65 K


Максимова А. (1999)
10 ГЛАВНЫХ ОШИБОК В WEB-ДИЗАЙНЕ

По материалам исследований Якова Нильсена, май 1996 - май 1999.

ZIP(Word'97) - 16 K, Word'97 - 67 K
 

Исследования человеко-компьютерного взаимодействия (HCI)

Александр Белышкин
Особенности субъективных представлений о работе с компьютером у разных категорий пользователей

Классическая работа по HCI.


Burmistrov I. (1997)
Script-based spatial user interface: an approach to supporting operators of process control systems, in: D. Harris (Ed.), Engineering Psychology and Cognitive Ergonomics, Vol.2: Job Design and Product Design. Aldershot: Ashgate.

This paper proposes an interaction style, the Flexible Script Interface (FSI), which is designed to recommend the correct sequence of actions appropriate in relation to the problem-solving tasks. FSI is an intelligent interaction style that is based on the script approach to problem solving and is implemented with an interactive script graph which represents a task structure and canalises user's problem-solving behaviour. The prototype system combines 3D computer graphics visualisation technology with decision support and cognitive engineering to produce an intelligent graphic interface for operators of real-time supervisory control systems, such as those used in power production and industrial process control. We describe the theoretical background, domains, architecture and implementation of the first proof-of-concept prototype.

Ключевые слова: process control, human error, decision support systems, problem solving, intelligent interfaces, 3D visualisation, virtual reality, computer supported collaborative work (CSCW)

PDF - 115K, PowerPoint - 1.2M


Leonova A. and  Burmistrov I. (1997)
Human-computer interaction research at Moscow State University, pp. 124-126 in: P. Seppala, T. Luopajarvi, C.-H. Nygard and M. Mattila (Eds.) From Experience to Innovation: Proceedings of the 13th Triennial Congress of the International Ergonomics Association, Vol. 7. Helsinki: Finnish Institute of Occupational Health.

В статье описаны некоторые исследовательские проекты, выполняемые в лаборатории исследований человеко-компьютерного взаимодействия факультета психологии МГУ.

Ключевые слова: HCI, Russia, Moscow State University

ZIP(Word'97) - 460K

Эргономика / Human Factors

Катаев Константин Анатольевич
Способ формирования графической карты алфавита для расположения узлов ввода буквенных символов на клавиатуре или сенсорной панели (патент на изобретение)

Введение (PPS, 400 Kb), Презентация (PPS, 1 Mb)


В. П. Конарев, Ю. А. Тяпченко, Л. Б. Седакова
Исследование работы оператора с матричными командно-сигнальными устройствами
Техническая эстетика. - 1975, - №12. - С.25-27 Б.Ф. Гулько,Л.Ф. Соловьева, Ю.А. Тяпченко
Глава 2. Исследование иерархического способа представления информации
Сборник ВНИИТЭ. М. Эргономика. Принципы и рекомендации.-1974.-№7.- С.45-59

Публикации об исследованиях в области эргономики пилотируемой космонавтики в 70-х годах прошлого века. Статьи любезно предоставлены Юрием Тяпченко. Полный цикл статей автора, посвящённых советской космической эргономике, вы найдете на сайте энциклопедии "Космонавтика".


Тушкин Е. Р.
Особенности национальной работы и эргономика
Восточный базар №16

Вице-президент ассоциации прикладной эргономики с горечью рассказывает, как плохо обстоят дела с эргономикой у нас, и как хорошо "у них". Попытка увлечь идеями организационного проектирования современных "совковых" руководителей.

Инженерная психология

Анатолий Костин
Автоматизация и человек: мечты и реальность
Компьютерра, №12 (389), 26.03.2001

В популярной форме рассматриваются проблемы и решения автоматизации сложных процессов управления. Где должна проходить грань между человеком и машиной в сложной эргатической системе?


Инженерная психология, эргономика, проектирование пользовательских интерфейсов, Usability

Круглый стол "Психология и Интернет",  МГУ
14 апреля 2000 года

Беседа Дмитрия Сатина и Ярослава Перевалова по теме.

Методологии проектирования

Ярослав Перевалов

Процесс проектирования и разработки как проекция методологии в пространстве Компания-Проект-Команда

Рассмотрены аспекты внедрения методологии проектирования и разработки в реальный проект.


Ярослав Перевалов

Аналитика в RapidSoft: обеспечение и поддержка разработки

Приведено описание типового процесса организации аналитических работ по проектам, связанным с заказной разработкой программных продуктов для бизнеса «под ключ».


Ярослав Перевалов

Как поженить Аналитика, Проектировщика интерфейсов и Дизайнера?

В статье предлагается подход к организации работы по проектированию пользовательского интерфейса программного продукта с участием аналитика, юзабилити-специалиста и художника-конструктора.

Статьи Персоналии Группы Библиотека Глоссарий Обучение Форум Ссылки    ©Yaroslav Perevalov
Яндекс.Метрика

Реклама: