Flash причиняет 99% неудобств

Ксения А.Подсытник aka Ceneka
by Jakob Nielsеn

Хотя мультимедиа играет огромную роль в сети Internet, Flash-технология ухудшает идею usability (понятность сайта и легкость навигации) по трем основным причинам: Flash подает плохой стиль дизайна в довольно-таки привлекательном виде, нарушает истинный смысл интерактивного сайта, Flash "съедает" слишком много ресурсов, которые лучше были бы потрачены на разработку истинно ценного содержания сайта.

Порядка 99% времени flash-презентация использует на ухудшение usability. В Сети иногда встречаются неплохие экземпляра сайтов, использующих Flash, но их редкое появление скорее подтверждает общее правило - Flash ухудшает usability. В большинстве случаев использование объектов мультимедиа в Сети просто излишне.

Flash ухудшает сайт по трем причинам - он поощряет осквернение дизайна, делает недоступной интерактивность сайта и отвлекает внимание от истинного смысла, сути сайта.

Осквернение дизайна

"Splash pages" - страницы заставки, обычно содержащие красивую картинку и надпись "Вход" - первые принялись за осквернение дизайна сайта. К счастью, сегодня абсолютное большинство профессиональных сайтов отказались от идеи использования "Splash pages". Одновременно наблюдается подьем популярности использования Flash-входов, с тем же самым неприятным эффектом - задержка пользователя перед доступом к той информации, за которой он, собственно говоря, и пришел. Хорошо хоть, что многие Flash-заставки имеют кнопку "пропустить заставку". Предположим, вам нужна техническая информация, связанная с добычей нефти, но нет, вам стразу ее не подадут, а предложат просмотреть ролик с зацикленной музыкой из 5 нот, качающихся вышек и довольного нефтяника. Правда, здорово? А если вы заходите второй, третий раз? Или третьего раза уже не будет?

Во-первых, Flash использует анимацию без всякой на то причины. "Если мы можем заставить предметы двигаться, почему бы это не делать". Анимация имеет право на свое существование в Сети, но ей отведены свои особые и подходящие места в пространстве. Например, презентация нового вида автомобиля, игры on-line и т.д.

Во-вторых, наиболее мощная и полезная особенность Сети в том, что она позволяет пользователю управлять самим этим процессом работы. Пользователь идет когда и куда он этого хочет. Flash-презентации напротив, превращают работу в Сети в некое подобие просмотра телевизора. Такие сайты заставляют сидеть перед экраном и просматривать последовательность кадров. Пользователь бездействует, начинает скучать, и его уже не особо впечатляют эти кадры, как бы классно они не выглядели.

В третьих, многие Flash-дизайнеры используют свои собственные нестандартные элементы графического управления. Действительно, необходимо разработать новую полосу прокрутки для on-line среды, например. Вид полосы прокрутки, используемой сейчас, был разработан в офисной среде и был написан самими же пользователями. В то же время разработка новых графических "штучек" основывается на человеческом опыте. Полосы прокрутки, которые используются в средах Macintosh и Windows, появились после того как лучшие в мире дизайнеры в течении нескольких лет испытывали многочисленные альтернативные виды полос прокрутки. Новый вид полосы прокрутки, придуманный за выходные, наверника будет включать неверные детали. Даже если новый дизайн окажется прекрасным, он все-равно не будет удачным. По той простой причине, что пользователь привык к старому виду, он знает как им управлять. Используя стандартные элементы интерфейса, пользователь отдает все внимание содержанию сайта, за чем, собственно говоря, он и пришел. Существенные отклонения от привычного вносят сумятицу в умы пользователя, понижают их привычное и доверительное ощущение среды удобного Internet.

Ни одна из перечисленных проблем не является сущностью Flash. Вы можете разработать совершенно замечательные заставки, к тому же понятные и легкие. Но проблема останется. Использование Flash-технологии на подавляющем большинстве сайтов оскверняет web дизайн.

Разрушение сущности web-среды

Следующий набор проблем, связанных с использованием Flash - использование плагинов. Возможно, в будущем особенности объектов мультимедиа будут легко использоваться браузерами без всяких плагинов и данная проблема будет решена. Но сегодня она есть. Использование нестандартного HTML приносит следующие неудобства:

  • Кнопка "Back" отказывается работать. Если вы перемещаетесь внутри Flash объекта, нажатие кнопки "Back" избавит вас от этого объекта полностью, вместо того чтобы вернуть в предыдущее его состояние.
  • Не работает изменение цвета ссылок. Вы не видите, какие страницы вы уже посещали, а какие нет. Нет чувства ориентации.
  • Нет возможности сделать текст больше или меньше. Пользователи вынуждены использовать размер шрифта, определенный разработчиком. Для пользователей, не обладающих прекрасным зрением, он обычно слишком мал.
  • Flash мешает удобной работе всем людям "с ограниченными возможностями", будь эти возможности ограничены мощностью компьютера или слабым зрением.
  • Нет возможности поиска нужных слов на Flash-странице, что можно делать с помощью панели навигации в любом браузере на любой HTML странице.
  • Движущийся текст сложно читать людям, кто не может читать бегло на данном языке. Для перевода содержания сайта вам будет необходимо нанимать специальных переводчиков.

Отвлечение от сути сайта

Вероятно, самая большая проблема при использовании Flash-технологии в том что Flash "съедает" огромное количество ресурсов, которые было бы лучше потратить на:

Если бы производство Flash-объектов было бы так же легко и дешево как написание стандартной HTML страницы, многие из перечисленный проблем были бы решены. Этого нет и проблема остается проблемой.

 


Web-usability - Пригодность к использованию и удобство веб-сайтов. Jakob Nielson понимает usability как качество работы пользователя в некоторой интерактивной среде (программа, сайт и т.д.)

Jakob Nielsen, Ph.D., эксперт в области usability. Места работы - the IBM User Interface Institute, Bell Communications Research, the Technical University of DenmarkSun Microsystems Distinguished Engineer.

наверх

©Usability.Ru
Публикация материала только с согласия автора. При публикации ссылка на Usability.Ru обязательна!