Susan Dray
© Interaction, January 1995.

О важности эргономики

Эргономика программного обеспечения

Сегодня стало уже трюизмом, что информационные системы претерпевают коренные изменения. Этот процесс происходит в условиях одновременного увеличения требований к экономичности проектов и сокращения штатов в компаниях-разработчиках. Именно в таких условиях разработчики ПО должны крайне внимательно относиться к дополнительным объемам работ и связанным с ними дополнительным затратам. В частности, перед разработчиками встает проблема проектирования пользовательского интерфейса (ПИ), позволяющего обеспечить эффективное и экономичное использование информационных систем.

Что такое пользовательский интерфейс

Разработчики программных комплексов зачастую склонны рассматривать функциональность системы отдельно от её пользовательского интерфейса. При этом предполагается, что ПИ является своего рода дополнением к функциональности системы. Со своей стороны, пользователи программ, как правило, не разделяют функциональность и пользовательский интерфейс. Для пользователей именно ПИ является программой. Для них, если интерфейс хороший, стало быть и сама программа хороша и удобна.

Пользовательский интерфейс часто понимают только как внешний вид программы. Однако на деле пользователь воспринимает через ПИ всю систему в целом, а значит, такое понимание ПИ является слишком узким. В действительности ПИ включает в себя все аспекты дизайна, которые оказывают влияние на взаимодействие пользователя и системы. Это не только экран, который видит пользователь. Пользовательский интерфейс состоит из множества составляющих, таких как:

Тенденции

Инновации в области технологий и автоматизации систем управления чрезвычайно усилили необходимость в улучшении как ПИ, так и процесса его разработки. Преимущества, предоставляемые новыми технологиями (читай: Интернет), создали уникальную возможность для быстрого и эффективного предоставления информации работникам:

Давно уже существуют технологии, позволяющие существенным образом улучшить ПИ. Однако сами по себе они не производят эргономичных интерфейсов. Так, например, сам по себе графический интерфейс пользователя не является более эргономичным, чем текстовый интерфейс, и, как показывает опыт, может быть менее пригоден к использованию, если разработан неправильно.

Для большинства систем на разработку ПИ уходит значительная доля бюджета и усилий программистов (количества строчек исходного текста программы). Проведенные исследования указывают на то, что:

Поскольку с точки зрения пользователя ПИ является ключевым фактором для понимания функциональности программы, плохо разработанный интерфейс резко ограничивает функциональность системы в целом. Компании, которые не стремятся провести разработку эргономичного ПИ для своих продуктов и получить все преимущества, которые обеспечивают современные технологии, ослабляют свои позиции в конкурентной борьбе.

Своевременно и профессионально выполненная разработка интерфейса приводит к увеличению эффективности ПО, уменьшению длительности обучения пользователей, снижению стоимости переработки системы после ее внедрения, полному использованию заложенной в ПО функциональности и т.п.

Отсутствие должного внимания со стороны разработчика программного обеспечения к интерфейсу может привести к резко негативным последствиям. Вот несколько реальных примеров:

Между тем, ожидания пользователей меняются. Они уже знают, что создание программного обеспечения с дружественным интерфейсом возможно, и ожидают, что информационная система, которую они используют на работе, будет конкурентна по удобству и простоте освоения.

Преимущества хорошего ПИ

Системы, разработанные с учетом требований юзабилити, эргономичны. Они работают именно так, как пользователи ожидают, и позволяют пользователям фокусироваться на собственных задачах, а не особенностях взаимодействия с системой. Эргономичные программные продукты проще изучить, они более эффективны, они также позволяют минимизировать количество человеческих ошибок и увеличить субъективную удовлетворенность пользователей. Но это не случается само по себе. Эффективный интерфейс является результатом осознания разработчиком необходимости уделить значительное внимание не только данным, с которыми будет работать пользователь, но и собственно пользователю, его задачам и деятельности.

Выделим несколько наиболее существенных преимуществ хорошего пользовательского интерфейса с точки зрения бизнеса:

Почти всегда при внедрении информационных систем общая эффективность организации увеличивается, при этом ряд исследований показывает, что грамотно разработанные ПИ может значимо увеличить эффективность по сравнению с просто внедренной ИС.

Сами по себе ориентированные на пользователей методы проектирования ПИ демонстрируют определенные преимущества. Очевидно, что идентификация и устранение ошибок на более раннем этапе проектирования системы ведет к ее значительному удешевлению. Например, такие методы, как бумажное макетирование ПИ совместно с конечными пользователями, ведет к установлению более полного понимания между заказчиком и разработчиком ПО, что, в свою очередь, снижает вероятность последующих переделок. Более полное и четкое определение задач (не только с точки зрения технологий, но и с точки зрения будущих пользователей системы) и договоренность относительно принципов построения ПИ ведет к более адекватной оценке задачи как заказчиком, так и исполнителем, позволяет заказчику убедиться в том, что исполнитель действительно заботится о его потребностях.

Эта статья является попыткой донести до компаний-производителей ПО необходимость усилий по разработке эргономичных ПИ. Это означает довольно крупные изменения в процессе разработки за счет привлечения пользователей системы к этапу разработки программного обеспечения. Впрочем, конкуренция всё равно заставляет идти на такие изменения.

Переводчик: Александр Белышкин
Редактор: Владислав Головач


Дата публикации: 29 мая 2001 г.

©Usability.Ru
При публикации ссылка на Usability.Ru обязательна!